
Как попасть в проект
— Планируется, что к 1 сентября 2025 года в России начнут работу 585 агротехнологических классов — их количество распределено по регионам. Возможно ли, по решению региональных властей, открыть больше агротехклассов, чем установлено?
— Да, безусловно. Регионы могут создавать больше классов, чем установлено в соглашениях, если есть интерес со стороны учеников и родителей, а также потребность в кадрах у местных предприятий АПК.
— По каким критериям выбирались регионы, в которых будут созданы агротехклассы? Как другим регионам присоединиться к федеральному проекту?
— Заявки на создание агротехклассов подали 66 регионов. Будем рады, если другие субъекты РФ присоединятся к проекту уже в этом году. Кстати, некоторые регионы сами ускоряют запуск: например, Ивановская и Астраханская области планировали открыть классы в 2026 году, но планируют сделают это уже в сентябре 2025 года.
У нас амбициозные планы: к 2030 году проект должен охватить более 80 регионов.
— Куда обратиться руководству школы, если готовы открыть агротехкласс?
— Администрации школы следует обратиться в региональный орган, отвечающий за развитие АПК. Кроме того, в регионах работают координационные органы по агротехнологическому образованию — в их составе представители АПК, образования, работодателей и других заинтересованных сторон. Одно из их ключевых направлений — как раз отбор школ для участия в проекте.
— Как регионы отбирают школы, где будут созданы агротехклассы?
— Минсельхоз разработал критерии приоритетного отбора, среди них:
Расположение в опорном населённом пункте, капитальный ремонт за последние 5 лет
Наличие индустриального партнёра в радиусе 30 км
Наличие не менее двух параллелей классов с 7 по 11
Укомплектованный штат по профильным предметам.
Главные условия — желание школьников учиться в агротехклассе и наличие индустриального партнёра.
Шаги по созданию агротехкласса
— Как подготовиться к открытию агротехкласса?
— В первую очередь школе необходимо:
Утвердить образовательную программу с агротехнологическим профилем: учебные планы, рабочие программы воспитания и внеурочной деятельности.
Утвердить положение об агротехнологических классах.
Сформировать контингент обучающихся: рекомендуется создать не менее одного класса на уровне основного общего образования (7–9 классы) и не менее одного на уровне среднего общего образования (10–11 классы).
Заключить соглашение о сотрудничестве с колледжем/вузом и работодателем.
Назначить руководителей (кураторов) агротехклассов.
Совместно с работодателем сформировать перечень оборудования для классов.
Примерный перечень оборудования
— Что делать учителю, желающему открыть агротехкласс?
— Нужно спросить учеников и родителей, заинтересованы ли они в открытии агротехкласса. Это важно, потому что зачисляют учеников в агротехкласс на основании заявления родителей (законных представителей).
— Обязательно ли у агротехкласса должна быть специализация?
— Когда создаются классы на уровне среднего общего образования (10–11 классы), Минсельхоз рекомендует определить специализацию:
«Генетика и селекция растений»
«Эффективное животноводство и современные корма»
«Птицеводство будущего: технологии и управление»
«Современные технологии пчеловодства»
«Аквакультура»
«Биотехнологии и пищевое производство»
«Цветоводство»
«Агроинженерия»
С учетом кадровых потребностей допускается выбрать специализацию «Агротехнологии», которая предполагает реализацию нескольких направлений внутри класса.
— В методических рекомендациях есть брендбук для оформления агротехклассов — как им пользоваться?
— В брендбуке приведены примеры оформления: требования к зонированию, наружной и внутренней отделке помещений. Сейчас регионы разрабатывают дизайн-проекты с учетом этих требований.
Брендбук создан для обеспечения комфортных условий обучения и повышения узнаваемости агротехклассов. Мы уверены, что реализация проекта «Кадры в АПК» поможет сформировать узнаваемый бренд, свидетельствующий о высоком качестве образования и оснащенности школы.
Логотип и другие элементы брендбука:
Роль партнёров агротехклассов
— Сейчас в рамках проекта индустриальный партнёр может взять на себя затраты по оснащению и ремонту агротехкласса и получить возмещение. Это так?
— Это подтверждено соответствующими Правилами предоставления субсидий на федеральном уровне, которые содержат в том числе положения в части агротехнологических классов. При этом каждый регион формирует свой порядок предоставления субсидий и список подтверждающих документов от работодателей.
Если партнёр готов вложиться в ремонт или оснащение, государство может компенсировать затраты. При этом школа должна находиться в сельской местности, ПГТ, рабочем посёлке или городе с населением до 50 тысяч жителей.
Агротехклассы могут создаваться и без вложения денежных средств. Так, школы могут заключать соглашения о сотрудничестве с партнёрами, которые, например, готовы проводить профориентационные мероприятия, практические занятия или экскурсии.
— Где школе искать индустриального партнёра?
— Чаще всего это предприятия, которые уже проводили экскурсии или участвовали в профориентационной работе. Если подходящих контактов нет, можно обратиться за помощью в региональный орган управления АПК.
— Могут ли затраты на оснащение выделяться из регионального бюджета?
— Да, создание агротехклассов предусматривает участие работодателей:
проведение капитального ремонта или оснащения классов,
выплаты стимулирующего характера учителям с возможностью последующего возмещения затрат.
Также по решению региона могут выделяться средства из регионального бюджета или иных источников.
— Какова роль аграрных вузов (колледжей) и работодателей в агротехклассах — насколько они должны быть погружены в образовательный процесс?
— Модель предполагает тесное взаимодействие школы с колледжами, вузами и предприятиями АПК: проведение теоретических и практических занятий с привлечением кадровых ресурсов партнеров — экскурсии, профориентационные мероприятия.
Рекомендации вузов, колледжей и предприятий могут учитываться при разработке образовательных программ школы.
Как измерить успех
— Какие показатели считать успешными? На что ориентироваться регионам, школам, партнёрам и учителям?
— В методических рекомендациях приведён перечень показателей для мониторинга реализации проекта:
Количество созданных агротехклассов
Численность обучающихся
Средний балл ОГЭ по профильным предметам
Средний балл ЕГЭ по профильным предметам
Доля выпускников, поступивших в профильные колледжи или вузы
Доля выпускников с заключёнными целевыми договорами с работодателями сферы АПК
Процент педагогов прошедших повышение квалификации
Наша главная задача — обеспечить отрасль кадрами, которые любят свою работу и готовы развиваться в сфере АПК. Поэтому очень важно отслеживать количество выпускников агротехклассов, поступающих в профильные учебные заведения и продолжающих работать в отрасли.
Изображения и обложка сгенерированы ИИ: labs.google










Комментарии